Москва, пр-т Вернадского, 5
т. (495) 930-5413

Автозапчасти:
т. (495) 505-44-40, 505-44-41

Искусство скручивания одометров

 Искусство скручивания одометров


Спидометр – это прибор, измеряющий скорость движения автомобиля. Пробег измеряется другим устройством – одометром. Одометры бывают механическими и электронными. Наибольшее распространение получила механическая конструкция, в которой шестерни счетного механизма (барабанного типа) приводятся во вращение гибким валом (тросиком), соединенным через редуктор со вторичным валом коробки передач.

одометр  спидопетр

В современных автомобилях вместо механических одометров применяются электронные, с индикацией показаний на жидкокристаллическом дисплее. Они представляют собой счетчики импульсов, поступающих с датчика скорости. Электронная память такого одометра содержит информацию даже после отсоединения клеммы аккумулятора или отключения самого прибора. По показаниям одометра можно судить о степени износа машины. Поэтому «правдивость» его показаний в первую очередь интересует покупателей подержанных автомобилей. Продавец обычно скрывает реальный пробег своей машины, «скручивая» одометр с целью уменьшения его показаний. Стоит заметить, что «скручиваются» и механические, и электронные одометры.

Изменить показания механического одометра под силу любому механику. Тросик спидометра, отсоединенный от коробки передач, с помощью электромоторчика или электродрели вращают в направлении, обратном рабочему. 

Чем выше скорость вращения, тем быстрее достигается нужный результат. Тем не менее, чтобы «сбросить» лишние 30-50 тыс. км, иногда приходится крутить привод спидометра в течение 4-5 часов. После уменьшения «пробега» до нужного значения тросик устанавливается на место. В этом случае определить, «скручивался» ли спидометр, трудно. Можно залезть под днище машины и проверить состояние гайки крепления привода спидометра – если она чистая, а вокруг на КПП пыль и грязь, значит, головку откручивали, а с одометром, скорее всего, «поработали».

Изменить показания одометра можно и другим способом. Панель приборов снимают с торпедо, вскрывают корпус спидометра и сбрасывают показания одометра путем временного разъединения шестерен его счетного механизма. При этом неизбежно нарушается целостность заклепочных и клеевых соединений корпуса спидометра, а на шестернях и крепежных деталях остаются следы от инструмента. Но чтобы это обнаружить, придется разобрать половину салона. Поэтому при покупке машины быстро произвести проверку и определить, «скручивался» ли одометр, невозможно. Продавец машины вряд ли разрешит вам разбирать торпедо и приборы, а также копаться под машиной или капотом. В этом случае, интересуясь пробегом автомобиля, придется поверить хозяину машины на слово или отказаться от покупки. 

«Скручивание» электронных одометров также не составляет особой проблемы, хотя и производится более «интеллектуальным» способом. Для изменения показаний одометра достаточно скорректировать информацию, хранящуюся в его электронной памяти. Добиться этого можно разными методами. Самый простой из них – скручивание одометра сигналами внешнего генератора прямоугольных импульсов, подключенного через несложный адаптер. Изменить показания одометра можно, записав в память его процессора новые данные с помощью персонального компьютера, подключение которого иногда требует разборки щитка приборов, разъединения токопроводящих дорожек печатных плат, пайки и прочих «хитростей». Следы такого вмешательства порой можно заметить даже невооруженным глазом.

Существуют доступные (например, в Интернете) и совершенно бесплатные компьютерные программы, позволяющие изменить показания одометра. В некоторых моделях автомобилей процедура перепрограммирования как одометра, так и бортового компьютера (БК) производится даже без разборки панели приборов, что очень способствует процветанию бизнеса автомобильных хакеров.

Есть и более «прогрессивный» способ «борьбы» с одометрами, когда в его электронику впаивается новая микросхема. Это позволяет устанавливать любое показание счетчика посредством кнопки сброса суточного пробега неограниченное количество раз.

Определить достоверность показаний одометра можно, обратившись к грамотному электронщику на СТО: показания электронного одометра обычно записываются в бортовом компьютере. Даже если счетчик ранее «скручивали», убрать из памяти компьютера отметку о вмешательстве в работу программы одометра нельзя.

В БК обычно фиксируются и даты проведения ТО. За рубежом сроки техобслуживания и пробег между ними соблюдаются неукоснительно, и по информации о датах и количестве ТО, находящейся в компьютере, можно определить реальный пробег машины. Поэтому, если при проверке компьютера обнаружится факт «несанкционированного» вмешательства, это свидетельствует о том, что показания одометра, скорее всего, меняли.

Вообще же, степень износа автомобиля лучше определять не по пробегу, а по степени износа двигателя. Давление в масляной системе, компрессия в цилиндрах, износ шкивов мотора, цвет выхлопа и т. д. расскажут больше, чем сомнительные показания подневольного «счетовода». Покупая автомобиль, следует руководствоваться не только показаниями одометра, но и здравым смыслом. Простой расчет показывает, что заявленный пробег 10-летней машины (обычно – 110-130 тыс. км) явно занижен: в этом случае при постоянной эксплуатации автомобиля ежедневный пробег составит всего 27-35 км. Для основной массы машин, эксплуатируемых, например, в городских условиях, такие показатели маловероятны.

В автомобилях BMW с кузовами Е-65 и Е-66, начиная с 2000 г.в., вместо обычных ключей зажигания используются электронные. Основная их функция – противоугонная: машина распознает владельца по коду, записанному в микрочипе ключа. Электронный «сторож» содержит и другую полезную информацию: номер и цвет кузова, пробег до очередного техобслуживания, персональные настройки сидений, зеркал, кондиционера и т.д. В ключе записывается и пробег автомобиля, значения которого поступают из одометра и обновляются каждый раз при включении зажигания.

Запись количества пройденных километров, кроме памяти микрочипа одометра, параллельно дублируется через каждые 100 км еще в одном электронном блоке . Значения пробега запрашиваются также блоком управления двигателя и даже датчиком включения подушек безопасности.

Такая система контроля усложняет автомобильным хакерам «жизнь», так как при успешном «скручивании» одометра изменить показания пробега, записанного в ключе, можно лишь в сторону увеличения. Электронный ключ способен выполнять еще и сервисные функции: специальное считывающее устройство по данным, записанным в памяти ключа, определяет необходимый объем техобслуживания, заказывает на складе нужные запчасти и даже определяет стоимость ремонтных работ.

Новый автомобиль комплектуется 6 ключами, каждый из которых имеет порядковый номер. Если, продавая автомобиль, владелец утаивает («теряет») несколько ключей с начальными номерами, есть все основания предполагать, что реальный пробег машины скрывается.

Некоторые модели автомобилей Mercedes, начиная с 2001 г., также комплектуются электронными ключами, хранящими в своей памяти данные о величине пробега. Более ранние версии с электронным ключом (выпускаемые с 1997 года) такой функции не имеют.

Из интернета

[назад]