Москва, пр-т Вернадского, 5
т. (495) 930-5413

Автозапчасти:
т. (495) 505-44-40, 505-44-41

Компрессионно-вакуумная диагностика двигателя (КВД)

Рано или поздно любой двигатель в зависимости от сроков и условий эксплуатации изнашивается до состояния, при котором его дальнейшая работа в нормальном режиме становится невозможной.

В момент, когда износ достигает своей критической точки, в работе двигателя начинают проявляться следующие проблемы (по отдельности или комплексно), при наличии которых двигатель приговаривают к капитальному ремонту:

  • Повышенный расход масла или топлива
  • Неравномерная работа двигателя
  • Снижение мощности (ухудшение тяги двигателя)
  • Проблемы с запуском при отрицательных температурах
  • Повышенная шумность работы и вибрация двигателя Повышенное дымление через вентиляцию картера
  • Увеличение дымности через выхлопную систему (глушитель)

Но далеко не всегда такие симптомы в сочетании с большим пробегом однозначно говорят о необходимости капитального ремонта. Часто на практике в связи с применением сернистых видов топлива и малокачественного масла (или неправильно выбранного, или не соответствующего масла) такие же проблемы возникают в двигателях с небольшим пробегом, а значит, о каких критических точках износа может идти речь? И вот здесь очень важно определить чему отвечает такое состояние двигателя. Распознать это возможно только с помощью КВД –компрессионно-вакуумной диагностики двигателя, которая практически безразборным методом позволяет произвести тщательный анализ реального состояния деталей. Соответственно ремонт из-за своевременно принятых мер можно зачастую избежать либо отложить по времени.

Компрессионно-вакуумный метод – это измерение трех параметров через свечные или форсуночные отверстия двигателя, а именно: компрессии, полного вакуума и остаточного вакуума.

1.png   2.png   3.png

Величину максимального разряжения в цилиндре, которое спо­собна создать цилиндро-поршневая группа (ЦПГ), называют полным вакуумом. Благодаря эффекту масляного клина величина полного вакуума при удовлетворительном состоянии гильзы цилиндра и герметичности клапанов не бывает ниже определенного значения для каждого типа двигателя и практически не зависит от состояния поршневых колец. Поэтому в зависимости от величины полного вакуума можно сделать вывод о состоянии гильзы цилиндра (эллиптичность, наличие задиров) и клапанов газораспределения.

Величину потерь давления рабочего тела через кольца в цилиндре двигателя при максимальном давлении в цилиндре называют остаточным вакуумом. При удовлетворительном состоянии гильзы цилиндра и герметичности клапанов величина остаточного вакуума характеризует состояние поршневых колец – степень износа, залегание (коксование), поломку перемычек на поршне, поломку колец.

На основании показаний приборов и расчетных данных наши специалисты предоставят достоверную информация о состоянии двигателя, а именно:

Определят степень износа гильз цилиндров.
1. По всем цилиндрам износ должен быть приблизительно одинаковым и соответствовать реальному пробегу автомобиля.
2. В случае несоответствия стоит задуматься о применяемом в двигателе масле.
3. Для двигателей, прошедших капитальный ремонт – это возможность аргументировано оценить его качество.
4. По степени износа цилиндров определяется остаточный ресурс двигателя.

Выявят состояние износа/коксования/залегания компрессионных колец по цилиндрам.
Данные показатели объяснят причину повышенного расхода масла, причину ухудшения динамики автомобиля.

Определят работоспособность клапанов и гидрокомпенсаторов.
Неправильная работа компенсаторов по причине их износа либо подклинивания ведет к несвоевременному открытию/закрытию клапанов ГРМ, что может привести к их прогару, заклиниванию и поломке.
Неплотное закрытие клапанов также возникает из-за нагара на рабочей поверхности.
На некоторых двигателях износ компенсаторов влечет за собой повышенный износ кулачков распредвала.

Выявят перегрев двигателя.
Перегрев ДВС приводит к повышенному сажеобразованию и коксованию поршневых колец. Перегрев сильной степени приводит к повреждению прокладки ГБЦ, к трещинам и короблению самой ГБЦ с последствиями дорогостоящего ремонта.

Определят реальный пробег автомобиля по показателям износа цилиндро-поршневой группы.
Диагностические показатели износа скажут о характере предыдущей эксплуатации автомобиля, покажут степень остаточного ресурса двигателя, позволят точно определить его реальный пробег и вскроют добросовестность продавца.

Восстанавливающие антифрикционные препараты (ВАФП)

Продиагностировать и поставить диагноз – это половина дела. Важно не только своевременно узнать состояние двигателя, но и оказать ему своевременную помощь.

Один из таких методов связан с развитием триботехнологий, где для решения задач борьбы с трением и износом, а также увеличения срока службы машин и механизмов, широкое распространение получили восстанавливающие антифрикционные препараты.

В настоящее время существует несколько десятков наименований ВАФП, которы можно классифицировать на группы по структуре и свойствам главных активных компонентов:

  • Реметализанты поверхностей трения.
  • Тефлоносодержащие антифрикционные препараты.
  • Полимерные антифрикционные препараты.
  • Слоистые модификаторы трения.
  • Эпиламные и эпиламоподобные противоизносные препараты.
  • Мелкодисперсные композиции на базе искусственных алмазов.
  • Геомодификаторы трения или ремонтно-восстановительные составы.

Проведенный сравнительный анализ показал, что сегодня наиболее перспективной группой ВАФП являются геомодификаторы трения, которые позволяют улучшить свойства поверхностей трения путем добавления их в моторные и трансмиссионные масла.

Учитывая возможность конкуренции, многие производители моторных масел настроены к ремонтно-восстановительным составам резко отрицательно, аргументируя тем, что современное масло уже содержит весь необходимый пакет присадок, и введение в масло дополнительного компонента может нарушить баланс свойств пакета базовых присадок, а это крайне нежелательно и даже вредно.

Данное утверждение ошибочно, равно как и ошибочно относить вышеперечисленные группы ВАФП к одному определению – присадки. У них принципиально разное действие: одни образуют на поверхностях трибологического узла защитную пленку, способствующую уменьшению трения, эффект которой пропадает при замене масла, другие взаимодействуют с металлическими поверхностями, модифицируя их, образуя неотделимый слой, существенно предотвращающий износ.

Смазочные масла для улучшения своих свойств действительно содержат пакеты функциональных присадок, использование которых является залогом длительного срока службы и хороших эксплуатационных качеств транспортного средства, но при идеальных условиях эксплуатации. Они работают одинаково как для нового, так и для сильно изношенного двигателя. Но условия смазывания на разных стадиях эксплуатации двигателя различны, и эксплуатационный износ поверхностей каждого узла трения носит сугубо индивидуальный характер. Поэтому присадки к маслам определяют только свойства масляной пленки трибологического узла, практически не влияя на поверхности трения.

На сегодняшний день общепринятое толкование принципа действия   ремонтно-восстановительных составов на базе природных минералов заключается в следующем: при наличии в масле мелкодисперсных частиц геомодификатора и попадании последних в локальные зоны трения, происходит их «раздавливание, растирание» пиками микрорельефа поверхностей с высвобождением большого количества тепловой энергии, что инициирует возникновение и протекание микрометаллургических и физико-химических процессов на атомарно-кристаллическом уровне с образованием модифицированного слоя на поверхностях контактирующих металлов,   обладающего высокой износостойкостью и новыми свойствами. Свойства улучшенных поверхностей зависят от материала деталей в сопряжении, а также от нагрузки и температуры в зоне трения.

 5.jpg  6.jpg

Поверхность металла до обработки геомодификатором трения

(материалы Государственного Токийского Университета им. Васеда)


 5.jpg  6.jpg

Поверхность металла после обработки геомодификатором трения

(материалы Государственного Токийского Университета им. Васеда)


Полученные геомодифицированные поверхности неизменны в течение 50…120 тыс. км пробега и обладают следующими свойствами:

  • имеют резкой границы между собой и металлом, на котором они образовались.

  • по своей природе не чужеродны металлу.

  • имеют одинаковый с материалом, на котором они образовались, коэффициент линейного термического расширения, т. е. не скалываются при нагреве и охлаждении.

  • увеличивают срок работоспособности масла, снижая его окисление и разложение.

  • коэффициент трения деталей аномально низок и снижается в среднем до 50 % в зависимости от материалов пары трения.

  • по своей природе являются диэлектриком и огнеупором. Температура их разрушения больше 1500°С.

  • стойки к износу, окислениям и коррозии.

  •  защищают металлы от водородного растрескивания, приводящего к охрупчиванию и старению.

  • поверхности можно возобновлять по мере их срабатывания, проводя дополнительные обработки геомодификатором.

В этом  заключается одно из основных отличий геомодификаторов от присадок к смазочному маслу. Они принципиально не изменяют свойств масел, и объектом их воздействия служат металлические поверхности трения (шероховатость, микротвердость, адгезия и т.д.). В процессе формирования модифицированной поверхности также происходит оптимизация микрогеометрии зазоров сопряжений.


Реагент восстановительного действия (РВД)

Профессиональная обработка двигателя реагентом восстановительного действия, относящегося к геомодификаторам трения, проводится безразборным методом в режиме штатной эксплуатации (что очень важно при экономии денежных средств и времени), способна существенно улучшить характеристики ДВС на различных режимах работы.

9.jpg



Сферы применения РВД препарата:

  • Автомобильная и специальная техника (двигатели внутреннего сгорания всех типов, агрегаты трансмиссии, насосы гидроусилителей, подшипниковые узлы, навесное гидравлическое оборудование, двигатели мотоциклов, яхт и катеров).
  • Компрессоры промышленные и бытовые.
  • Гидравлическое оборудование дорожно-строительной и специальной техники (экскаваторное, крановое, бульдозерное, грейдерное).
  • Подшипники качения.
  • Сельскохозяйственная техника.
  • Локомотивный и подвижный состав железнодорожного транспорта.
  • Суда морского и речного флотов. Крановое оборудование портов.
  • Средства малой механизации (редукторы пневмо и электроинструмента, мотопомпы, бензопилы, электростанции).
  • Металлообрабатывающая, станкоинструментальная промышленность (станочный парк и средства механизации промышленных объектов, режущий инструмент).

Комплексное предназначение препарата РВД:

Общее:
  • Только для поверхностей трения из черных металлов.
  • Для существенного снижения трения, защиты от дальнейшего износа, водородного растрескивания металлических поверхностей трения, охрупчивания и старения металла.
  • Для оптимизации зазоров в парах трения за счет суперфинишной приработки поверхности и формирования защитного слоя.
  • Для устранения некоторых погрешностей, допущенных при изготовлении деталей сопряжения на изношенном оборудовании.
  • Для предотвращения «масляного голодания» пар трения.
  • Для многократного увеличения ресурса агрегатов и механизмов, следовательно, увеличения межремонтных сроков эксплуатации.
  • Для возможности устранения коррозионных последствий на парах трения неэксплуатируемых агрегатов вследствие их длительного хранения.

Двигателей внутреннего сгорания:
  • Для устранения износа гильз цилиндров поршневой группы.
  • Для раскоксовывания поршневых колец.
  • Для улучшения сгорания топлива и уменьшения его трассового расхода.
  • Для уменьшения расхода масла на угар.
  • Для повышения и выравнивания компрессии по цилиндрам.
  • Для оптимизации зазоров в парах трения.
  • Для улучшения разгонной динамики автомобиля.
  • Для снижения вибрации и рабочих шумов двигателя.
  • Для облегчения запуска двигателя в зимнее время.
  • Для сокращения времени обкатки двигателя.
  • Для снижения концентрации токсичных выбросов в атмосферу.

Агрегаты трансмиссии коробка перемены передач, редуктор заднего моста, раздаточная коробка (кроме узлов с применением дифференциалов повышенного трения, вискомуфт).

  • Для снижения вибрации, гулов, шумов и нагрузок в агрегатах трансмиссии.
  • Предотвращение износа зубьев шестерен в пятнах контакта
  • Для устранения зазолров в подшипниках качения

Препарат РВД не применяется:

  • При сильном износе двигателя (более 50%); в случае явных механических поломок внутри него, проявляющих себя повышенными металлическими шумами и стуками звонкого или глухого тонов (к данным шумам не относятся звуки, связанные с работой клапанов и гидрокомпенсаторов).
  • При аварийном давлении масла. Аварийное давление масла, как правило, свидетельствует о большом износе в сопряжениях «шейка коленвала – вкладыш».

Наглядные примеры

На фото ниже продемонстрированы результаты длительной работы (в сравнении) защищенных и не защищенных от износа поверхностей деталей, принимающих активное участие в работе ДВС, где явно видны следы выработки и выкрашивания незащищенных от износа поверхностей.

10.jpg 
    Фото 1: масло из вентиляции картера около дроссельной заслонки.

Это из-за коксовки колец идет повышенный прорыв картерных газов

к дроссельной заслонке. Такого быть не должно.



10.jpg 
     Фото 2:Сажа и  кокс на маслозалиной горловине и пробке.

Состояние, характерное для  двигателя с закоксованными кольцами.



10.jpg 

Фото 3:Изношенные компенсаторы – предел (уже ничем не помочь).

Из-за этого износа неправильная работа клапанов ГРМ

(несвоевременное закрытие-открытие)



10.jpg 

Фото 4:Предельный износ деталей ГРМ: съеденый кулачок распредвала,

предельный износ рокеров.



10.jpg 

Фото5:  наружних рабочих поверхностей гидрокомпенсаторов обычных (слева) и подверженных

 противоизносной обработке РВД-составом (справа).



10.jpg 

Фото6:  наружних рабочих поверхностей гидрокомпенсаторов обычных (сверху) и подверженных

 противоизносной обработке РВД-составом (снизу) многократное увеличение



10.jpg 

Фото 7 и 8:Защищенная (обработанная)  РВД-составом гильза цилиндра и шейка коленчатого 

                         вала при значительном пробеге ДВС. Поверхность золотистого цвета, зеркальная,  

                         15-16 класс чисототы,с  многократно увеличенной теплопередающей поверхностью 

                                                         и способностью удерживать масло. 

Остается лишь принять решение: эксплуатировать двигатель до  неизбежного и стремительно приближающегося дорогого капитального ремонта со всеми вытекающими… или ограничиться малозатратной своевременной «терапией», сохранив оригинальные детали двигателя в стабильном рабочем состоянии, нервы и совсем не лишнюю круглую сумму.  Выбор за Вами!!!