Москва, пр-т Вернадского, 5
т. (495) 930-5413

Автозапчасти:
т. (495) 505-44-40, 505-44-41

Износ двигателя

Износ двигателя    


То, что двигатель-сердце автомобиля понятно каждому, также,  как и то, что, желательно максимально продлить ему жизнь. Отказы двигателя происходят, как в связи с тем, что в нем, что либо засорилось или разрегулировалось, так и вследствие износа. Последнее имеет гораздо более тяжёлые последствия. Но износ, как правило, не наступает внезапно и по отдельным проявлениям можно установить, что двигатель, как бы перешёл ту грань, которая отделяет естественный износ, сопутствующий любой, нормальной эксплуатации от интенсивного, при котором происходит быстрое и необратимое разрушение двигателя. Основными причинами, преждевременно приводящими к такой ситуации являются:
 
1.  «Сухое трение» в контактных парах сопрягающихся деталей. Это в свою очередь происходит от того, что масляная плёнка, которая всегда должна разъединять всё множество точек трения, которыми соприкасаются друг с другом, движущиеся детали, выдавливается и в этих точках тут же начинается лавинообразное разрушение металла. Кроме того, резкое увеличения температуры в зоне «сухого трения» приводит к разогреву металла и изменению его свойств, что в свою очередь будет причиной дальнейшего, ещё более резкого разрушения, даже, если первопричина устранена. Попросту говоря двигатель, оказывается  безвозвратно «запорот». Кстати, в этой ситуации у многих возникает сильное желание побыстрее продать автомобиль за умеренную цену. Каковы же основные причины, приводящие к «сухому трению». Их  всего две. Это или слишком большое удельное давление в местах трения от избыточных зазоров или резких динамических нагрузок, приводящих к пробиванию масляной плёнки, либо «масляное голодание» из за проблем в системе смазки.
2.  Перегрев двигателя, который приводит к «распиранию» некоторых деталей, например поршневых колец, у которых при перегреве температурный зазор делаеться равным «0» и кольца начинают «вгрызаться» в стенки цилиндра, разрушая и их и себя, попутно разогреваясь и переставая быть упругими, т. е. выполнять свою основную задачу - плотно прилегать к стенкам цилиндров.                                
                                  
Каждый год с наступлением теплых дней многие автолюбители встречают на дороге с поднятыми капотами, из под которых валит пар. Вместе с тем многие не понимают, насколько опасны для двигателя даже кратковременные перегревы. Остановимся на этом подробнее. Наиболее уязвимым местом с точки зрения перегрева является  цилиндро – поршневая группа. Её запас по прогреву определяется не в последнюю очередь температурным зазором в поршневых кольцах, который имеет порядок  в районе десятых долей миллиметра. Предполагается, что при нагреве двигателя до рабочей температуры этот зазор приближается к нулю. Поддержание  нужных температурных режимов обеспечивается охлаждающей жидкостью, которая должна непрерывно отводить тепло из зоны прогрева в радиатор. Выделяемое в камере сгорания тепло, при прекращении теплоотвода, способно за несколько секунд поднять температуру в камере сгорания в несколько раз. При этом поршневые кольца, в силу их меньшей массы и геометрии расширяются быстрее стенок цилиндров и превращаются в своеобразный режущий инструмент, который оставляет на  .
стенках цилиндров глубокие надиры.
 
Сами же кольца от перегрева теряют свою упругость, в результате же двигатель теряет мощность, начинает расходовать масло и без капитального ремонта от этой беды избавится уже не удается.  По нашим наблюдениям даже разовый перегрев двигателя никогда не остается без последствий. И даже кратковременный перегрев, если и не вызовет выше описанных последствий, то уж маслосъёмные колпачки скорее всего после этого придётся менять. Именно по этой причине при покупке автомобиля целесообразнее спрашивать не о том, какой у него пробег, а о том не перегревался ли двигатель. Особенно это касается иномарок, у которых двигатели существенно более форсированы, чем наши, и, соответственно, имеющие более напряжённые температурные режимы. Характерной ошибкой многих наших автолюбителей является желание дотянуть до дома, несмотря на то, что стрелка температуры двигается к красной зоне. Но не нужно забывать, что датчик температуры чаще всего находится в зоне радиатора.  Теперь представим себе, что по одной из многочисленных причин движение охлаждающей жидкости замедлилось или вообще прекратилось. В этом случае в каналах омывающих цилиндры немедленно образуется паровая пробка и температура за несколько секунд достигает критических значений, в то время, как стрелка только начинает двигаться в право. Ещё хуже дело обстоит у автомобилей, имеющих только индикацию в виде лампочки. Кстати,  приведённое изображение поврежденного цилиндра зафиксировано у автомобиля, который  «тянул» до сервиса с перегретым мотором не более двух километров.
 Отдельной «песней» является влияние кондиционера.  Представьте  себе,  на сколько более напряжёнными являются температурные режимы в этом случае. Во первых, на пути потока воздуха, охлаждающего радиатор двигателя появляется дополнительный радиатор, этот поток сильно нагревающий. Во вторых, при включенном кондиционере двигатель получает достаточно высокую дополнительную нагрузку. И в третьих, всё это резко усугубляется при работе двигателя на холостых оборотах, когда скорость циркуляции охлаждающей жидкости минимальна, а доля  мощности отбираемой кондиционером от двигателя в этом режиме приближается к 50%.   При этом охлаждение радиаторов обеспечивается только электрическим вентилятором мощностью около 500 ватт, также создающем дополнительную нагрузку.  Не удивительно, что очень часто при проверках престижных автомобилей, мы обнаруживаем следы повышенного износа двигателя при малых пробегах. Причиной этого скорее всего являлось то, что когда вельможный владелец автомобиля в жаркую погоду прохлаждался в офисе, оборудованном кондиционером, его шофёр часами делал то же самое в его машине.
 
Как же в практическом плане избежать подобных явлений и тем самым продлить ресурс двигателя? 
Если Вы купили новый автомобиль, то всё просто выполняйте требование инструкций. Если же автомобиль поддержанный, то принципиальным образом важны мельчайшие подробности, свидетельствующие о том, как автомобиль эксплуатировался до Вас и какова степень его износа на сегодняшний день.

По нашей статистике после исследования состояния автомобиля в ходе «предпродажных» экспертиз не менее 60% потенциальных покупателей от покупки данного автомобиля отказываться именно по результатам проверки двигателя. Не последнюю роль в этом играет гигантский поток прокатных и лизинговых автомобилей через Литву. В ходе экспертизы на экране анализатора цветовая гамма перегретых металлов и продуктов сгорания, а, главное их ориентация в камере относительно надиров на стенках цилиндров позволяет определить последствия перегрева двигателя, а также  причины  и путь, по которому в зону горения попадает масло.

Благодаря колоссальной разрешающей способности прибора, позволяющей по износу стенок цилиндра определять реальный пробег двигателя. Дополнительную, но очень весомую информацию, мы получаем с другого прибора, который, исследуя пробу моторного масла, взятого со щупа контроля уровня, определяет содержание посторонних примесей в масле. Этот прибор много раз ставил на место «дворовых профессоров», которые озабоченно цокали языком по поводу  «чёрного масла» в, якобы, изношенном двигателе и одобрительно отзывались о прозрачном масле в другом «исправном» автомобиле. А потом в пробе первого масла не обнаруживалось ничего, кроме естественных для нормального «рабочего» масла, углеводородных радикалов, придающих ему тёмный оттенок, а в светлом, недавно замененном перед продажей  масле, обнаруживалась металлическая стружка.
 
Хорошо, если следы большого износа обнаружили на автомобиле до покупки. А что делать, если Вы в сервисе узнали, что причина повышенного расхода топлива и недостаточная мощность Вашего автомобиля не устраняется регулировками и Вам надо изымать из семейного бюджета приличные деньги на капитальный ремонт двигателя?  Многие надеются в таких ситуациях на помощь специальных присадок. Здесь надо быть крайне осторожным и использовать их как сильнодействующие лекарства только по предписанию специалистов. Многолетнее изучение этого вопроса позволяет сделать вывод, что использование некоторых присадок в профилактических целях может очень плохо кончиться, а с другой стороны целевое использование некоторых присадок по «хорошо разведанной цели» даёт фантастический результат.

В заключение хотелось бы дать владельцам поддержанных автомобилей несколько рекомендаций, которые могли бы предотвратить преждевременный выход его из строя:

1.Не успокаивайтесь до тех пор, пока не установите наверняка истинные причины таких проявлений, как расход тосола и масла, а также посторонних звуков из двигателя, и уж тем более любых признаков снижения давления масла.                                                                                                                        
2.  Ни при каких обстоятельствах не допускайте даже кратковременной работы двигателя при приближении стрелки указателя температуры к красной  зоне. Система индикации температуры обладает инерцией около 3-5 минут, за которые стоимость ущерба Вашему автомобилю может в несколько раз превысить стоимость эвакуатора или буксировщика.
3. Наибольшие нагрузки, а соответственно и износ приходиться на шатунно- поршневую группу двигателя при резких разгонах, поэтому в удовольствии стартовать с пробуксовкой могут себе не отказывать только владельцы относительно свежих и достаточно мощных автомобилей.
Всё таки не даром при экспертизах ВАЗ 2110, владельцами которых являются «молодые Шумахеры», после 20-30 тысяч км. износ их двигателей соответствует минимум 100 тысячам пробега автомобилей, принадлежащих более степенным владельцам.
 
 
 
[назад]