Особенности обслуживания автомобилей в России
Человек покупает зарубежный автомобиль и к нему придётся инструкция по эксплуатации и сервисная книжка, где расписаны периодичность и объем регламентных работ. В какой степени можно этому доверять?
Начну с примера из области авиации, которая в нашей стране по техническому и научному развитию далеко опережала автомобилестроение. При создании самолётов, в конструкторском бюро создавались документы, регламентирующие периодичность и объем регламентных работ. В ходе эксплуатации становилось понятно, что таким образом делается много лишнего, а то, что в самом деле нужно, не делается вообще или с излишне большой или малой периодичностью. Например, произошла катастрофа самолёта из-за того, что отсутствовал контроль за состоянием гидравлической системы выпуска шасси. Попадание воды в систему, привело к том, что шасси не вышло. Значит, необходим регулярный контроль состояния гидросистемы. С другой стороны, записанные в документации требования визуальной проверки лопаток компрессора, которое всегда занимало много времени, показали свою неэффективность. Если с лопаткой что-то и происходит, то увидеть это можно только рентгеном в лаборатории.
В результате пришли к выводу, что гораздо эффективнее проводить регламентные работы не по срокам и часам налёта, а по текущему техническому состоянию. Первая партия самолётов, в количестве около 100 штук, выделялись в так называемую “лидерную группу”, и эксплуатировалась в особо тяжелых условиях и с повышенной интенсивностью. В результате, быстро проявлялись основные, “узкие” в плане надёжности, места, на которые необходимо обращать внимание и обслуживать, чаще. После этого, в инструкции по проведению ТО вносились изменения. Узлы, которые в особо жёстких условиях вообще не отказывали, наоборот, можно контролировать и обслуживать реже. Но есть ряд работ, которые все-таки надо проводить по срокам и наработке. Это то, что касается масел, жидкостей, резиновых деталей и ряд других. Связано это с тем, что все перечисленное подвержено старению от времени.
А теперь вернёмся к автомобилям. Люди, которые создают автомобиль в Германии, Японии или Франции, никогда не видели ям на дорогах, не понимают, что такое соль на асфальте, не могут предположить, что в бензине могут быть присадки для того, чтобы продать 92ой бензин по цене 95го. Не могут даже представить себе возможность увидеть в продаже поддельное моторное масло. После дождя, их автомобили высыхают и остаются чистыми, а не покрываются разводами пыли, так как там дорожные службы оснащены огромными пылесосами, а не поднимают пыль в воздух щетками, изображая уборку улиц. Соответственно, покупая в России БМВ, Тойота или Рено, Вы получаете с ними инструкции по эксплуатации, в которых все перечисленное выше просто не учтено.
Поскольку мы очень давно чиним и проверяем автомобили именно в России, я бы предложил использовать следующие правила их эксплуатации:
Ситуации в пути
Ни при каких условиях в следующих случаях нельзя продолжать движение до выяснения и устранения причин в следующих случаях:
1. Температура двигателя внезапно пошла вверх.
2. В салоне появился запах гари.
3. В двигателе или коробке внезапно появилась посторонние звуки.
4. Появились изменения в торможении автомобиля и в ощущениях со стороны педали тормоза.
5. Автомобиль стало тянуть в сторону.
6. Появление индикации отказа двигателя, давления или уровня масла, зарядки аккумулятора, уровня тормозной, жидкости индикации, отказа АКПП (шестеренка).
Ежедневный осмотр
Кроме внешнего осмотра, я очень советую отменить поездку в любом из перечисленных выше случаев, так как практика показала, что очень часто подобные проблемы возникают именно в самом начале поездки или сразу после запуска двигателя.
Регулярные работы по пробегу
Меньшие значения интервалов соответствуют для дизелей и автомобилей, эксплуатирующихся в городе с пробками.
Каждые 7 - 10 тысяч пробега:
1. Замена масла и фильтров (масляный и воздушный).
2. Сканирование ошибок в памяти автомобиля.
3. Осмотр ходовой части.
4. Выполнение ремонтных работ, необходимость проведения которых выявлена в пп 2,3.
Каждые 15 - 20 тысяч в дополнение к предыдущему пункту:
1. Замена топливного фильтра.
2. Чистка топливной системы и камеры сгорания одним из рекомендованных для данной модели автомобиля способом.
3. Полноценная диагностика ходовой части и двигателя.
4. Контроль, чистка или замена системы вентиляции картера.
5. Выполнение ремонтных работ, на основании пункта 3.
Обращаю внимание, что что-то менять имеет смысл не тогда, когда этого требует инструкция, а именно при достижении этим узлом или деталью критического износа. В качестве примера приведу тормозные диски. Зачем их менять при пробеге в 60 тысяч, если износ минимальный? Но есть и исключения. Например, ремень ГРМ или цепь. Кроме того, часто помпа является элементом системы натяжения ремня ГРМ и тогда её обязательно надо менять, даже если нет признаков отказа.
Каждые 60-70 тысяч в дополнение к предыдущим пунктам:
1. Замена ремня ГРМ или осмотр натяжения цепи в зависимости от типа привода.
2. Чистка радиаторов и замена охлаждающей жидкости.
3. Замена тормозной жидкости и жидкости в ГУР.
Каждые 100 - 120 тысяч в дополнение к предыдущим пунктам:
1. Контроль и замена цепи ГРМ.
2. Замена масла в АКПП.
3. Замена свечей накаливания с блоком розжига в дизелях и свечей зажигания, если до этого они не менялись по состоянию.
4. Максимально полная диагностика всего автомобиля и устранение выявленных проблем.
Особо хочется подчеркнуть, что самое правильное, считать 1 километр езды по пробкам, за 10 по трассе и учитывать это при определении периодичности работ.
Срочный внеплановый ремонт
Всегда надо учитывать, не может ли данный отказ быть послужить спусковым крючком для целой цепи дальнейших, гораздо более тяжёлых отказов. В качестве примера, приведу незначительную течь в системе охлаждения. Казалось бы, подливаешь раз в несколько дней антифриз и можно спокойно ездить дальше. Но проблема в том, что объем вытекшей из системы жидкости, заполняется воздухом, который обычно скапливается в верхней точке системы. Рано или поздно, но всегда в самый неподходящий момент, эта воздушная пробка перекрывает циркуляцию охлаждающей жидкости и дальше происходит быстрый перегрев двигателя со всеми вытекающими последствиями.
Мелкая трещина копеечного пыльника ШРУСа или шаровой опоры быстро приведёт к гораздо более дорогому ремонту.
Можно не обращать внимание на увеличение расхода топлива, если бы не то, что этому сопутствует повышенное нагаробразование в камере сгорания и ускоренный выход из строя катализатора и кислородных датчиков. И таких примеров много.
Есть ещё одна тема, которую хочется осветить в этой статье. Это касается поддельных запчастей и масел. Особенно остро вопрос встал сейчас, когда люди считают каждую копейку и увидев в интернете предложения, которые по цене значительно дешевле того, что предлагают проверенные поставщики, радуются, как папуасы стеклянным бусам. Особенно я бы хотел предостеречь от замены масла в сервисах, где его закупают в бочках. Для сервиса это конечно большая экономия, но к сожалению, по ночам в таких сервисах часто заводятся крысы, которые пьют это масло, а вместо него добавляют в бочку свои экскрименты.
Желаю всем включить в себе “немца”, но не отключить при этом русские мозги.